Иппотерапия и другие методы абилитации и реабилитаци с использованием лошадей

Внимание! Очередной базовый семинар пройдёт с 27 октября по 9 ноября 2018 г. Подробнее в разделе «Обучение».

 Группа методов, использующих лошадь для абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушениями развития и здоровья включает в себя: иппотерапию, оздоровительную и развивающую верховую езду, ипповенцию,  адаптивный конный спорт. ДАВИД 9 лет 125

Во всех странах мира лица с ограниченными возможностями здоровья относятся к наименее защищённым слоям населения. Известные реабилитационные программы далеко не всегда отвечают должным требованиям и задачам, плюс лечение, часто сопряженное с болью, и коррекционная работа, вызывающая скуку у ребенка, не всегда приводит к положительному результату. Именно поэтому в работе с пациентами с ограниченными возможностями здоровья одно из ведущих мест заняла реабилитация, осуществляемая с помощью иппотерапии и других методов, использующих лошадь. Ребенок, активно взаимодействуя с лошадью, одновременно с ней включается в оздоровительный процесс. Вырабатывается интерес к  верховой езде и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Иппотерапия другие методы, использующие лошадь включают в себя комплексность воздействия, объединяя в коррекционной работе физиотерапевтическое и психотерапевтическое направления. С одной стороны, иппотерапию можно рассматривать как особую форму лечебной физкультуры (ЛФК), использующую такой необычный “спортивный снаряд”, как живая лошадь. С другой стороны — это позитивное воздействие на интеллектуальную и психо-эмоциональную сферы пациента. Отсюда следует вывод, что основной механизм воздействия методов абилитации и реабилитации, использующих лошадей на организм всадника, основан на лечебно-профилактическом влиянии двух мощных факторов: биомеханического и психогенного.

Под биомеханическим фактором подразумевается воздействие колебаний, идущих от спины движущейся лошади в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает ритмическую организацию двигательной активности и сенсорную насыщенность иппотерапевтических занятий на фоне регулирования мышечного тонуса и улучшения координации.

Психогенным фактором является воздействие одновременно двух высокоценных мотиваций – желания оказаться верхом на лошади, управлять ею, и воздействия инстинкта самосохранения, активизированного боязнью падения, страхом перед этим большим и сильным животным. Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности всадника, активно вовлекая его в процесс овладения верховой ездой с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного – лошади.

Оздоровительная верховая езда имеет историю, которая восходит к временам Гиппократа, говорившего в своих трудах о несомненной пользе верховой езды для больных и раненых. Возродившись в середине ХХ века, иппотерапия и другие методы, использующие лошадь, распространились по наиболее развитым странам мира, в которых популярны верховая езда и конный спорт.  Серьёзный интерес к воздействию верховой езды возник у медиков. Первые статьи зарубежных авторов о применении иппотерапии появились в печати в 50-е годы. Описывались ноставить, где и былоаблюдения и результаты использования иппотерапии при различных заболеваниях. Глубже изучались и определялись показания и противопоказания. Подбирались наиболее информативные способы отслеживания воздействия метода на организм и критерии оценки этого воздействия. Оздоровительная верховая (ОВЕ) езда с успехом применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (в том числе при постинфарктной кардиопатии), при многих хронических заболеваниях пищеварительной системы, в практике лечения хронических болезней мочеполовой системы, в том числе при простатитах, иппотерапия применяется при большинстве нарушений опорно-двигательного аппарата. Эффективность использования ОВЕ, развивающей верховой езды (РВЕ) и ипповенции прослеживается при нарушениях интеллектуального развития, психических заболеваниях, а также при трудностях в общении, обучении, сложностях в воспитании и других личностных проблемах.