Новости федерации

МООИ Инвакон приглашает принять участие в мастер-классе "Ипповенция и особенности работы с лицами старшего возраста"

Ведущие:
👤Лопухова Ольга Геннадьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель магистерской программы "Психология и педагогика детско-юношеского спорта", член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация», редактор журнала «Экопоэзис: Экогуманитарные теория и практика», основатель направления «Ипповенция» в России, автор более 20 научных работ в области арт-терапии и ипповенции, разработчик оригинальных техник и методик в области ипповенции.
👤Газизов Каюм Касимович – кандидат наук, клинический психолог, тренер-преподаватель верховой езды, основатель направления «Ипповенция» в России, автор более 20 научных работ в области арт-терапии и ипповенции, разработчик оригинальных техник и методик в области ипповенции.
👤Слепченко Юлия Алексеевна, вице-президент Национальной Федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта (НФ ИАКС), руководитель Центра развития адаптивной верховой езды «ПолиЭко», коррекционный педагог и логопед, доктор остеопатии

🏚Место проведения: МООИ Инвакон
Г.Москва ул.Лосиноостровская д14
Ежедневно начало в 10.00

📞Запись и дополнительная информация:
+7 915 050-69-47

ИППОТЕРАПИЯ И ИППОВЕНЦИЯ В ГЕРОНТОЛОГИИ
16.12.2022 г, начало в 10.00, Слепченко Юлия Алексеевна
Почему иппотерапия полезна в пожилом возрасте?
Слышали такое выражение: старый, что малый?
О чём оно? Чем старый человек похож на младенца? Касается или это выражение только когнитивной сферы человека? Давайте ознакомимся с определениями старости, зрелости и детства с точки зрения нейрофизиологии развития организма человека.
Старость - это патологическая активность примитивных рефлексов, которые вмешиваются в механизмы регуляции центральной нервной системы. А когда в организме человека возникают два управляющих механизма, то наступает сбой воспринимающих и эффекторных структур.
Зрелость –это интеграция безусловных рефлексов в сложно-координированные движения, адекватная оптимальная реакция на стимул нервной, гуморально-гормональной и канально-меридианной систем.
Детство- поэтапное развитие и угасание примитивных безусловных рефлексов до завершения развития нервной системы. (Васильева Л.Ф., Крашенинников В.Л.)
Когда рождается младенец , то его движения –это примитивные безусловные рефлексы, центры регуляции этих движений находятся в спинном мозге, продолговатом и среднем мозге, ядрах черепно-мозговых нервов. К году жизни регуляцию движений берет на себя кора головного мозга, при этом в норме примитивные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры и интегрируются в двигательные акты, в сложно-координаторные движения. Так у человека появляется локомоция, способность ползать , ходить и бегать, и уже на основе этих движений развиваются более сложные произвольные и автоматизированные движения. Этап закрепления управляющей роли коры в норме продолжается до 8-летнего возраста. Затем наступает период зрелости соматической нервной системы, отвечающей за все возможные сложные движения в теле. Если по каким –то причинам кора головного мозга теряет контроль над нижележащими структурами головного и спинного мозга, то начинают проявляться примитивные рефлексы, ухудшаются моторные функции организма, происходят сбои в работе внутренних органов, нарушается гуморальная и гормональная системы. Это мы и начинаем наблюдать у людей в пожилом возрасте. Как этого не допустить? Как сохранить работу коры головного мозга?
И тут иппотерапия становится наилучшим методом восстановления локомоторных функций мозга. Во время верховой езды тело всадника двигается так, как будто человек идет сам, при этом движение в тазу даже более активное, чем при ходьбе. Известно, что быстрее всего в теле начинают окостеневать крестцово-подвздошные суставы (КПС), уже в 27 лет женщина считается старородящей, и одним из факторов «старости» является сниженная подвижность в КПС. Но поработать с КПС можно и не только на лошади, есть много упражнений на полу в ЛФК, йоге и цигуне. А вот восстановить работу мозга , функционирование соматической и вегетативной нервной системы –задача более сложная. И лучше чем лошадь с правильной биомеханикой шага здесь никто не справится. Двигательные импульсы исходящие от шагающей лошади четко запечатлевают программу стереотипа ходьбы в головном мозге всадника, отрабатывают правильную программу локомоции, которая является генетической программой движений, а следовательно улучшаться все произвольные и автоматические движения человека. Если активизируются локомоторные корковые программы, то те безусловные примитивные рефлексы, которые активизировались, опять начинают угасать, следовательно вегетативная нервная система опять приходит в равновесие, а вместе с этим улучшается самочувствие человека.
Казалось бы , при чем тут лошадь? Ведь можно позаниматься скандинавской ходьбой и улучшить локомоцию. Да, действительно, скандинавская ходьба очень полезна, ведь она возвращает человека, вернее его мозг, практически к ходьбе на четырех конечностях, к схеме движения млекопитающих, которая, собственно и действует на уровне нейронных связей человека. Но с возрастом сам процесс ходьбы нарушается, имеется асимметрии из-за проблем в суставах таза, конечностей, мышцах и связках. А на лошади с безупречной биомеханикой тело человека помещается в идеальные условия прямохождения на уровне передачи восходящих нервных импульсов, поступающих в головной мозг. При этом снижается нагрузка собственного веса и гравитации на все суставы нижних конечностей , на позвонки и позвоночные диски, а кровоснабжение всех эти зон улучшается.
Огромным бонусом станет улучшение координации и равновесия, ведь верховая езда основывается на поддержании равновесия в движении. А как известно, одно из неврологических нарушений в возрасте-это ухудшение вестибулярного аппарата.
Но всегда встает вопрос , кому можно заниматься иппотерапией, а кому нельзя? Какие противопоказания? О каких особенностях организма пожилого человека должен знать инструктор по верховой езде?
На семинаре мы разберем вопросы осмотра будущего всадника:
-тестирование походки
-равновесие сидя и стоя, тест Ромберга
-тестирование таза
-тестирование тазобедренного сустава
- осмотр позвоночника, подбор варианта посадки
Что делать если у человека остеохондроз, диабет, гипертоническая болезнь сердца, были инсульты, инфаркты?
Можно ли работать, и если да, то как? В чем основной акцент?
Мы разберем основной принцип работы в иппотерапии с пожилыми людьми, и опираться он будет именно на улучшение работы всей ЦНС, особенно вегетативной, чтобы снизить риски вегетативных реакций организма, таких как тахикардия или брадикардия, повышение или понижение давления, головокружение и головная боль и др. Но не забудем и о работе с опорно-двигательным аппаратом. Основными акцентами станут тазобедренные и коленные суставы.
А если нельзя садится верхом? Например , остеопороз, при котором случайное падение, от которого никто не застрахован, грозит переломами в 100 процентах случаев.
У нас есть ипповенция! Методов с использованием лошади без применения посадки огромное количество. Их используют педагоги, психологи, психотерапевты и коучи.
На семинаре мы попробуем сравнить влияние езды на лошади и влияние общения с лошадью снизу на состояние нервной системы человека с помощью специальных тестов.
Наши гости пройдут тест на «Уровень эмоционального напряжения» и « Уровень энергетического баланса». Затем половина гостей будут заниматься верхом, а половина будет общаться с лошадью, выполнять различные задания, но без посадки верхом. Затем мы повторим тесты, и сравним результаты, у кого снизится напряжение больше, а уровень энергетического баланса станет выше. Думаю, что результаты всех удивят!
17-18.12.2022 г, Лопухова Ольга Геннадьевна, Газизов Каюм Касимович ,
Взаимодействие с лошадью в качестве средства психотерапии, психологической поддержки и развития личности широко представлено в мировой практике. Мы развиваем данное направление в России под названием «Ипповенция». Ипповенция предполагает комплексную проработку разных уровней психики (сенсорно-кинетического, перцептивного, когнитивно-символического) при взаимодействии с лошадью. В психологической работе учитывается, что образ лошади имеет архетипическую и культурно-символическую представленность в сознании. Тренинговые программы и индивидуальное консультирование подразумевают установление контактов с собой и с миром посредством общения с лошадью, направляемого психологом (психотерапевтом), интегрированного, в то же время, с техниками арт-терапии (изобразительные экспрессивные техники, фото-арт-терапия).
В разрабатываемых нами технологиях, направленных на повышение психологического благополучия и гармонизацию психики, мы рассматриваем общение с лошадью в качестве средства развития личности с позиций экопсихологического подхода, где лошадь выступает и элементом природной среды, и субъективно значимым «другим» и значимым метафоричным образом.
Развитие ресурсности личности обеспечивается благодаря интеграции с природной средой, где лошадь выступает фасилитатором личностной динамики. Ключевым механизмом личностной динамики является «субъектификация лошади», как природного объекта.
Система техник ипповенции, как «движения к лошади», будет представлена на основе экопсихологических типов взаимодействия человека и лошади (базовая теория - «Экопсихологический подход к развитию психики» В.И.Панова). Данная система может позволить психологу определить нужный вид взаимодействия клиента с лошадью, выбрать конкретные методики и техники, в зависимости от запроса, ресурсности, этапа психотерапии и пр.
Поскольку мы являемся разработчиками ряда эко-арт-терапевтических методов и техник ипповенции, для практической части мастер-класса вам будут предложены некоторые из них.
Техника "Подкова на счастье" представляет собой метафорический, и поэтому экологичный для клиента арт-метод, который может способствовать повышению ресурсности, осознаванию своих временных перспектив, отношения к прошлому, настоящему и будущему.
На мастер-классе будут также продемонстрированы возможности применения фото-карт "Образ лошади" для диагностики состояний и организации обратной связи, рефлексии полученного опыта в тренинговой работе. Методология применения фотокарт основана на экопсихологическом подходе к личности и механизме субъектификации лошади как природного объекта. Экологичность развивающего и диагностического компонентов этой техники заключается в том, что образы лошадей на фотокартах являются эмоционально мотивирующими, эстетически привлекательными и способствуют стремлению к ресурсному состоянию. Образы лошадей на фотокартах выглядят реально, акцентируя мощное природное начало в себе и связь с природой, как значимой средой.
Набор состоит из 100 фотокарт, которые представляют образы лошадей в разных эмоциональных состояниях, индивидуальных и групповых отношениях, а также во взаимодействиях с окружающей средой. Будут представлены техники «выбора вслепую» и «открытого выбора», и показаны возможности их использования для разных задач консультирования. Методология применения фотокарт основана на экологичности процесса консультирования, экопсихологическом подходе к личности и механизме субъектификации лошади как природного объекта. Применение фотокарт «Образ лошади» возможно и в групповом, и в индивидуальном вариантах.